Адрес: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1. Расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.
Монастырь появился более 12 веков назад и за свою продолжительную историю на его территории бывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и многие другие
Монастырь был основан византийскими монахами в VIII веке, об этом говорят археологические раскопки. Но доподлинно установить не удалось. Точно известно, что в начале IX века он уже существовал.
Во время турецкого вторжения в Крыму удалось избежать разгрома монастыря. С XV по XVIII век свято-успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. К началу XX века в состав монастырского комплекса входило 5 храмов.
Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.
В ХV веке большая часть южного Крыма со всеми христианами перешла под власть турок. Греки стали жить среди двух народов, исповедовавших ислам: турок и татар. С этого времени и начинается собственно тяжкая година для крымских христиан. Мусульманство охватило весь Крымский полуостров, установились резкие отношения турок и татар к христианам, и для последних наступило время тяжелых невзгод и гонений. Христиане Тавриды упали духом в неравной борьбе с мусульманами и когда, по-видимому, не оставалось у них никакой надежды отстоять свою веру, и христианство должно было исчезнуть, на неприступной Бахчисарайской скале, в самом центре мусульманства является образ Богоматери. Вот как говорит об этом народное предание, сохраненное для нас русскими писателями ХVII века : “Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия освободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свешу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взрыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свешу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседашася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице“.
Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.
После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.
Местность скита одна из самых пустынных и вместе с тем величественных крымских местностей. По сказанию очевидцев она похожа на местность обители Георгия Хозевита, что близ Иерусалима, славящуюся своим пустынно-диким видом.