г.Севастополь, Инкерман, Симферопольское ш., д.17. Основан в VIII-IX вв
Церковное предание связывает основание монастыря с именем священномученика Климента – Римского епископа с 92 по 101 год. В Кесарии Климент принял крещение от апостола Петра, после чего продолжил путешествие с ним, разделив все труды и опасности
За проповедническую деятельность и праведную жизнь Климент был рукоположен апостолом Петром в епископы города Рима. Многих идолопоклонников-римлян он обратил в христианство, чем навлек на себя гнев римского императора Траяна (94-117 гг. правления). В 94 г. от рождества Христова император Траян сослал папу Климента на каторжные работы в северную провинцию Римской империи – на полуостров Таврический, в город Херсонес, или Корсунь, недалеко от которого, в Инкерманской долине, находились каменоломни. В римский период сюда попадали политические заключённые и те кто был неугоден имперским властям.
Прибыв на место ссылки, сщмч. Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более.
Трудами святого Климента и его учеников в Крыму было устроено до 75 храмов. Пещерная церковь во имя св. ап. Андрея Первозванного, по преданию, была вырублена самим святым Климентом.
Правителям Херсонеса не нравилась деятельность сщмч. Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Это произошло в 101 году. Через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам. Впоследствии они были перенесены на небольшой остров (ныне – Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно легенде, руками ангелов была построена церковь.
А в бывших каменоломнях возник монастырь. Но сначала, в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту.
Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. Пещеры служили первым монахам и жильем, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.
В 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Некоторые учёные полагают, что монахи ушли на мыс Фиолент и основали там Георгиевский монастырь.
Возрождение древней обители началось после присоединения Крыма к России.
В 1787 году монастырь посетили императрица Екатерина II и сопровождавшие ее иностранные августейшие особы.
Архиепископ Иннокентий (Борисов) не мог не обратить внимания на место, связанное с именем папы Римского Климента. 15 апреля 1850 г. с Высочайшего соизволения, указом Святейшего Синода, по ходатайству преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, Инкерманский монастырь был возобновлен и освящен во имя священомученника Климента. Началась реконструкция трех пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сам монастырь был очень беден, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.
15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн. К церкви ведёт длинный коридор, в котором вырублены каменные скамейки — очевидно, здесь богомольцы ожидали начала службы. В апсиде сохранился двухступенчатый синтрон, в центре которого остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша для запрестольного образа. Здесь же вырезан большой процветший крест, концы его расширены и к ним примыкают маленькие кресты в круге.
С правой стороны храма находился древний придел в честь апостола Андрея Первозванного – небольшой, с низким потолком. Алтарь отделялся от остальной части сплошной скальной перегородкой с Царскими вратами посередине. В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану. В храме прямоугольной формы, перекрытом полукруглым куполом, расширили апсиду.
Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. 24 октября 1854 года союзная армия обстреляла крепость Каламиту, в которой располагались русские войска. Серьезно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили все имущество Инкерманского монастыря.
Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.
В 60-х годах XIX в, под покровительством Таврического епископа Алексия, трудами настоятеля иеромонаха Ефрема, на средства И.И. Четверикова и Мелюшина и под руководством художника Императорской Академии Д.М. Струкова были отреставрированы древние храмы, построен дом настоятеля с домовой церковью (освящена 13 августа 1867 г. во имя святой Троицы), отреставрирован источник святого Климента.
В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, однако увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу, в которой могло разместиться 24 человека.
В 1895 г., в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе у ст. Борки 17 октября 1888 г., построен и освящен храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Архитектурной особенностью этого храма было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.
В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого мученика Евграфа и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы.
Во время реконструкции 1905 года скальные стены побелили, но из-за побелки можно было рассмотреть 8 фигур святителей в крещатых одеждах с нимбами над головами. Над престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись – моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.
В начале XX века в храме совершали захоронения, сохранились три гробницы, вырубленные в полу небольшой пещеры рядом с храмом.
В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато построена церковь во имя святителя Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г.П. Долина). Церковь, крестообразная в плане, имела два придела.
27 сентября, в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость». Храм устроили на месте древней Софийской церкви, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Спроектировал и построил этот храм архитектор А.М. Вейзен. Внутри хранились образа войсковых частей, принявших участие в боях на Чёрной речке.
К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника, всего 147 человек.
В годы Гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи.
С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя сщмч. Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей.
В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевские церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радость». Источник, открытый чудесным образом святым Климентом, пересох в 1930-х (возможно – в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.
В монастыре после его закрытия остались жить настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
В 1991 г. трудами архимандрита Августина, при епископе Симферопольском и Крымском Василии, Инкерманский монастырь был возобновлен. Начали проводиться реставрационные работы, были восстановлены храмы и келейные корпуса.