Джанкой

География Климат История Настоящее время

Джанкой —  город на севере Крыма РФ. Является центром Джанкойского района, в состав которого не входит, образуя отдельную административную единицу республики — город республиканского значения Джанкой. Республика Крым – субъект Российской Федерации.

Джанкой на карте

Город с 1917 года. День города — каждую первую субботу сентября. Площадь 26 км². Население 37 014 человек. Сайт города Джанкой.

География

Город Джанкой находится в северной части степного Крыма, в 90 километрах от столицы Крымского полуострова Симферополя. Станция Джанкой — важный железнодорожный узел между Харьковом — Севастополем и Херсоном и Керчью.

Климат

Климат Джанкоя умеренно тёплый, с умеренно мягкой зимой. Зима «лёгкая», с преимущественными частыми оттепелями. Лето знойно жаркое и длительное, сухое. Средняя температура января −1,5 °C, июля — +34,5 °C. Уровень осадков — 400 мм в год.

Джанкой на фото

История

Город Джанкой в переводе с крымскотатарского на русский язык означает: «джан» — душа, милый; «кой» — деревня, т.е. «милая деревня». Само название Джанкой, несмотря на то, что таких было много в Перекопском, Феодосийском и в других уездах Таврической губернии, сохранилось только за этим городом.

Во второй половине XVI — начале XVII веков в районе Джанкоя ютились тюркские племена основавшие деревенское поселение.

На карте 1842 года уже существует это название, а в документах с 1855 году. Таврическая губерния, Перекопский уезд, в документах о составе Российской империи, изданных в 1865 году в Петербурге, указано, что в 1864 году в двух станах, (стан это – административно – территориальные единицы, на которые делились уезды в России) в деревне Джанкой, что по правую сторону от Чонгарской большой проселочной дороги следующей в Симферополь и проживало 53 мужчины и 61 женщина. Это небольшая деревенька состоявшая из немцев–колонистов из 20 дворов.

Стоительство Лозово-Севастопольской железной дороги, начатое в 1871 году проходило рядом с деревней и стало бытовым пристанищем для строителей непосредственно у полотна железной дороги. Из этих нехитрых строений образовали в городе Джанкой одну из первых улиц — Крымскую, сохранившую свое название до наших дней. 2 июня 1874 года Лозово-Севастопольская дорога вступила в строй. Джанкой — одна из ее станций — теперь был связан железной дорогой с центральными районами России и Симферополем.

В 1892 году была построена железнодорожная дорого, соединяющая Джанкой и Феодосию. С тех пор станция Джанкой стала узловой. В конце XIX века построена огромная мельница, ставшая самой большой на Крымском полуострове. К 1892 году в Джанкое существовало 50 торговых лавок. В 1896 году открыта двухклассная школа для маленьких жителей, в 1900 году церковно-приходская.

В 1903 году на деревянный вокзал обновляют до каменного. В октябре 1905 года рабочие Джанкоя принимали активное участие во Всероссийской политической стачке. В 1908 году открыта железнодорожная школа. В 1909 год дал старт чугунолитейному заводу предпринимателя Хасанова, тогда находившееся в районе современной улицы Ленина, напротив Центра культуры и досуга. Численность рабочих была около 80 человек. Организован выпуск различной сельскохозяйственной техники, в том числе разнообразные конные молотилки, плуги, а также бороны и т. д.

3 июня 1917 года Джанкой стал городом. Уже тогда его население превысило 10 тысяч человек. Вскоре состоялись первые выборы городской думы. Лидирующей политической силой являлась партия большевиков. К началу Первой мировой войны город Джанкой вошел в число городов степной части Крымского полуострова с мощно развитой сельскохозяйственной и другой промышленностью. Как и многие заводы Чугунолитейный был переоборудован под выпуск продукции, предназначавшейся для фронта.

После начала революционных событий в Петрограде в октябре 1917 года в городе Джанкой был сформирован отряд Красной гвардии. Осенью этого же года чугунолитейное предприятие завода национализировано и переименованное в «Механический завод им. Ленина». В октябре организована смешанная гимназия.

12 января 1918 года в городе Джанкой при непосредственном участии красных установлена власть советов. Начинает функционировать советский революционный комитет. На заводах внедряется жесткий контроль рабочих, проводится раскулачивание помещиков, осуществляются перевыборы в горсовет. Комендантом Джанкоя становится Николай Терентьевич Тубольцев.

19 апреля город захватили части германской армии. 22 апреля в город вступил эшелон Крымской группы Армии УНР под командованием Всеволода Петрива, эшелон был тут же заблокирован немецкими войсками, а только что прибывший Роберт Кош заявил, что не допустит продвижение на юг Крымской группы.

8 апреля 1919 года Джанкой заняли большевики. 12 апреля был образован военно-революционный комитет, в ходе реформ, проведённых которым, были упразднены суд, полиция, управа,дума, национализированы банки, фабрика по производству сукна, казначейства, чугунолитейный завод, мастерские, принадлежащих Чапликову. Летом 1919 года город был захвачен белогвардейцами, находившимися под командованием А. И. Деникина. На территории Джанкоя временно размещалась штаб-квартира генерала Я. А. Слащёва, активный участник Белого движения на юге России. Ряд местных большевиков был пленен репрессиями.

12 ноября 1920 года Красная Армия в ходе Перекопско-Чонгарской операции заняла Джанкой. Первым военным комендантом города был назначен командир 266-го стрелкового полка 30-й дивизии, В. А. Аронет.

В 1930 году в Джанкое создана еврейская сельскохозяйственная коммуна, в 1933 году преобразилась в колхоз. В 1941 году он был уничтожен, около семи тысяч евреев расстреляны в Джанкое зимой 1941—1942 годах во время Холокостa.

В 1928 — 1937 годах построены мукомольное, маслобойное и хлопкоочистительное предприятия. В 1939 году Джанкойский автотракторный ремонтный завод выиграл социалистическое соревнование и занял первое место в Советском Союзе по ремонту тракторов и моторов. К началу 1940 года город Джанкой стал крупнейшей узловой станцией с 33 промышленными предприятиями.

22 июня 1941 года части германской армии, перейдя границу, вторглись на территорию СССР. Не остался в стороне Джанкойский железнодорожный узел, 18 августа Люфтваффе нанесло авиаудар, после чего на территории города Джанкоя из наиболее активных членов ВКП(б) и ВЛКСМ был образован партизанский отряд, который впоследствии должен был дислоцироваться в лесах в районе Белогорска. В первой половине октября, в связи с возможностью приближения линии фронта к городу, партизаны выдвинулись в горы. В их действия входило уничтожение нацистской бронетехники, военнослужащих, ликвидация мостов, подрыв железнодорожных линий, дальнейшие мероприятия связанных с остановкой черной чумы.

31 октября 1941 года немецкие войска заняли город Джанкой. В школе № 1 и на территории хлопкоочистительного комбината расположились лагеря для военнопленных.

11 апреля 1944 года город Джанкой освободила Красная Армия. В приказе Верховного Главнокомандующего отмечалось: «Сегодня, 11 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва салютует доблестным войскам 4 Украинского фронта, прорвавшим оборону противника на Перекопе, Сиваше и овладевшим городом Джанкоем, двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий». Уже 21 апреля исполком районного совета депутатов трудящихся возобновил деятельность.

На протяжении послевоенных советских пятилеток активно развиваться экономика города. Строгое внимание уделялось действующей промышленности: консервной и машиностроительной деятельности. Современное высокомеханизированное предприятие, оснащённое по последнему слову техники тех времен, с новыми просторными корпусами превратился консервный завод. В 1956 году государство поддержало предприятия новейшим оборудованием, выделив большие суммы,около миллиона рублей, на дальнейшее развитие, что позволило довести мощность завода до 43 миллионов условных банок в год. За сутки завод перерабатывал более 700 тонн овощей, поставлено на поток изготовление мясных и рыбных консервов. Продукция Джанкойского консервного завода пользовалась огромным спросом не только на родине, а также за рубежом.

Джанкойский машзавод сразу после Великой Отечественной войны изготовлял небольшие деревообрабатывающие станки для нужд различных колхозов и совхозов. Закончилась реконструкция завода, ставшего предприятием союзного значения. Продукцией были тракторные автоприцепы, отвечавшие самым современным требованиям и являвшиеся лучшими образцами отечественных и зарубежных марок этой продукции. За остальные 20 последующих лет коллектив предприятия возрос почти в 20 раз, таким образом обеспечив в 100 раз увеличение объема производства. В 1966 году общая сумма реализованной продукции составила порядка 22,6 млн. рублей, но на этом не остановились и в 1970 году – уже более 45 млн. рублей. Количество произведенных прицепов увеличилось с 17,5 тысяч  в 1965 году до 30,4 тысяч в 1970 году. За пятилетку продуктивность труда выросла на 70%, затраты удалось минимизировать и на рубль товарной продукции они снизились до 60 копеек.

Не отставала пищевая промышленность. Заработали молокозавод, мясокомбинат, с самым современным отечественным оборудованием. В юго-западной части города обосновался винзавод, с переработкой 1200 и более тонн винограда в сутки. На базе промкомбината работала сельскохозяйственная фабрика, а в артели «Красный Перекоп» – был базирован комбинат бытового обслуживания. В те годы в городе Джанкой функционировало 13 промышленных предприятий, на них было занято более 6 тысяч людей.  В 15 км от города в 1963 году открыто богатое месторождение газа с запасом в 5-7 миллиардов кубометров голубого топлива. Эксплуатация в промышленных масштабах началась в 1966 году. Город Джанкой рос стремительными темпами благодаря рабочим местам.

В связи с модернизацией и объединением промышленных и сельских областных советов депутатов трудящихся УССР 4 января 1965 года Указом Президиума Верховного Совета УССР были внесены изменения в административное положение, и в состав Джанкойского района вошел Азовский район с центром в пгт. Азовское и два сельских совета Красногвардейского района (Ближнегородской и Яркополенский районы). В административно-территориальном отношении в составе Джанкойского района на 1965 год входило 2 сельских и 1 поселковый Совет. Как и раньше, особое место в жизни города Джанкой принадлежало железнодорожному узлу. За 8-ю пятилетку поток народнохозяйственных грузов вырос втрое, а количество вагонов, отправляющихся от станции, — в 2 с лишним раза. В 1970 году был завершен переход на электротягу, что давало массу преимуществ, так за пятилетку было перевезено 12416 тысяч тонн сверхплановых грузов. Когда в 1961 году развернулось строительство Северо-Крымского канала, город Джанкой стал одним из основных опорных пунктов этого грандиозного строительства. Промбазой строительства канала стали в городе заводы железобетонных конструкций мощностью 30 тысяч кубометров железобетона в год, ремонтно-механический завод и другие предприятия. В сооружении канала приняли участие трудящиеся многих республик страны, а так же молодежные бригады. Из Белоруссии в Джанкой прибывали насосы, канавокопалки, электрооборудование, из Армении – металлорежущие станки, из Азербайджана – техническое оснащение, мощная техника поступала и из других городов Украины. В общем со всех мест союза. На строительстве работали русские и украинцы, туркмены и белорусы, чуваши и армяне, казахи и молдаване. На джанкойском направлении работало 16 комсомольско-молодежных бригад, которые объединяли более 300 юношей и девушек.

Неузнаваемо изменился город за послевоенные годы. Только за 8-ю пятилетку строители сдали 35 тысяч квадратных метров жилой площади. Кроме этого, индивидуальные домостроители с помощью государства возвели 20 тысяч   кв. м. жилья. Домостроительные работы в городе проводило Джанкойское стройуправление, стройуправление № 3 дорожного треста Приднепровской железной дороги, строительно-ремонтное управление «Межколхозстроя», строительно-монтажное управление «Крымканалстроя» и другие. В 70-е годы были сооружены кинотеатр  «Октябрь»  с залом на 600 мест, универмаг, роддом, механизированная прачечная, дворец культуры строителей Северо-Крымского канала с хорошими залами для зрителей и спортивным, средняя школа на 930 учащихся. Джанкойское стройуправление осуществляло также газификацию и строительные работы по водоснабжению города.

Значительно вырос автопарк города. В 1953 году числились 42 автомашины, в 70-х годах – 1743, в  том числе – 80 автобусов. В Джанкое в эти годы работали телеграф, радиоузел, телефонная станция. Действовали 4 стройкомбината, 33 мастерских бытового обслуживания. Только за 8-ю пятилетку 8 магазинов продали населению 429 мотоциклов, 99 пианино, 1817 холодильников, 7932 телевизоров, 4518 стиральных машин, ковров на 302 тысячи рублей. В личной собственности джанкойцев были 321 автомашина и около 1800 мотоциклов.

Весной и летом Джанкой утопает в зелени фруктовых садов и декоративных деревьев. Было заложено два парка, несколько скверов. К услугам жителей 3 больницы, роддом,  поликлиника, 17 пунктов здравоохранения, оборудованных современной  медицинской аппаратурой, дом санитарного просвещения. На страже здоровья населения города в 70-е годы было 110 врачей, около 400 работников  здравоохранения.

Год за годом возрастало количество жителей, которые свой досуг посвящали спорту. 37 спортколлективов города объединяли более 10 тысяч человек. Был сооружен стадион, 5 спортивных залов, спортивный лагерь, водная станция, открыта спортивная школа.

Большой заботой и вниманием были окружены дети. В Джанкое работало 6 средних, 2 восьмилетних школы, вечерняя и заочная средние школы рабочей молодежи, школа-интернат. Они охватывали около 9 тысяч учащихся. Работали также музыкальная школа на 200 учеников, дом пионеров. В 17 дошкольных детских учреждениях воспитывалось 2158 самых маленьких жителей города. Также в Джанкое действовали 2 ПТУ. Одно из них, основанное в 1958 году, за время своего существования подготовило 7,5 тысяч механизаторов сельского хозяйства, бульдозеристов, скреперщиков,  маляров и штукатуров. В течение 1961-1963 годов в училище обучались кубинцы. 302 механизатора, закончивших училище, успешно работали на полях и предприятиях Кубы. В 1966 году создано мелиоративное училище, выпустившее более 1500 специалистов.

Действовали в эти годы районный дом культуры, 3 профессиональных клуба, 2 кинотеатра, в том числе детский. Массовым стало участие джанкойцев в художественной самодеятельности, коллективы которой не раз  становились победителями областных и республиканских конкурсов. Капелла бандуристов завоевала серебряную медаль и диплом 2 степени на конкурсе в Киеве, посвященном 150-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко. Эстрадный оркестр машиностроительного завода занял третье призовое место на республиканском фестивале, посвященном 100-летию В.И. Ленина.

К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции в городе был открыт народный историко-краеведческий музей, в котором было собрано много материалов об участии джанкойцев в первой русской Революции 1905-1907 годов, борьбе за установление и укрепление Советской власти, построении и развитии социализма.

Настоящее время

Сейчас Джанкой живет своей промышленной жизнью. Джанкойский хлебокомбинат — обеспечивает своей продукцией город Джанкой и Джанкойский район. Молочная продукция — ООО «Новатор» является одним из крупнейших производителей молочной продукции Республики Крым. Промышленный комплекс был сформирован в 1928 году, территория предприятия занимает почти 4 гектара.  Ассортимент производимой кисломолочной продукции включает сливочное масло, сыры твердые и мягкие, сухие молокопродукты. Это-бюджетообразующее предприятие городского округа, производит до 450,0 тонн молока в сутки. Зерноводство — АО «Джанкойский элеватор». На территории предприятия расположены зерновые склады силосного типа, используемые для хранения продовольственной и фуражной пшеницы, емкостью 54 тыс. тонн, комбикормовый завод с силкорпусами для хранения зерна и готовой продукции емкостью 31 тыс. тонн.

Не мало в городе Джанкой памятников, город чтит свою историю. Насчитывается 11 памятников, увековечивающих память о ВОВ: памятник узникам концлагеря военнопленных на консервном заводе, памятник авиаторам-защитникам и освободителям Крыма, памятник воинам 19-го танкового корпуса – освободителям города Джанкоя, памятная доска на месте массовой гибели советских граждан, памятный знак на месте массовой гибели советских граждан (участок бывшего противотанкового рва). Все памятники истории и монументального искусства, расположенные на территории города, являются объектами культурного наследия и напоминанием подрастающему поколению о героизме советских солдат.

Поделиться

Добавить комментарий

Можете заполнить только ваш комментарий, он будет опубликован на этой странице.