Ласточкино гнездо

Замок в готическом стиле расположен на отвесной скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра Ялтинского городского округа Крыма. Алупкинское ш., 9А, п. г. т. Гаспра

Государственное бюджетное учреждение “Дворец-замок “Ласточкино Гнездо”. Построен для богатой дворянской знати, в нынешнем облике с 1912 года.

На мысу Ай-Тодор данный замок упоминается еще в книге античных лоциях под названием Криуметопон, что в переводе означает «Бараний лоб». Ещё в первом веке н. э. в небольшую бухту мыса вошли римские корабли Равеннской эскадры. На Ай-Тодоре закрепилась небольшая колония римских воинов, в честь этого события была построена крепость Харакс. 

Мыс состоит из трех отрогов. Один – Лимен-Бурун – заканчивается скалой Парус. Самый красивый – Аврорина скала с замком «Ласточкино гнездо». А третий отрог – Монастыр-Бурун, в переводе с тюркского означает «Монастырский мыс». В раннем средневековье здесь стояли монастырь и церковь святого Теодора Тирона. 

После присоединения в 1783 году Крыма к России, земли полуострова активно осваивались, расширялись города, строилась инфраструктура, возводились дворцы, парки, Крым становился уютным местом пребывания российского бомонда и не только, что и стоило ожидать. Полуостров расцвёл.

Как говорит легенда о мысе Ай-Тодор, первое строение на этом месте было построено для отставного русского генерала после русско-турецкой войны, но подтверждений данному факту нет. Зато достоверно известно что первые строения возведены для пансионата потомком немецких переселенцев Адальбертом Карловичем Тобином под нужды больных. Небольшая здравница считалась одной из самых лучших на южном берегу Крыма. Дом самого врача располагался на отвесной скале, а дачные домики располагались за маяком рядом со средним утесом. Уже тогда из далека домики напоминали каменные гнезда, отсюда и пошло название “Ласточкино гнездо”. С годами здания ветшали и вот в 1901 году они приглянулись известному российскому художнику Л. Лагорио, вдохновившись он пишет первую акварель «Ласточкино гнездо».

Акварель «Ласточкино гнездо». Художник Л. Лагорио

Всего через несколько лет, в 1903 году он же пишет новую картину, но уже с обновленным, белоснежным домиком. Вдова Тобина продала имение немецкому барону Штейнгелю примерно с 1898 по 1905 годы, точно неизвестно, но заметно что новый хозяин вложился в эту красоту с душой и не маленькими деньгами.

Акварель «Ласточкино гнездо». Художник Л. Лагорио

Неизвестно так же кто конкретно из династии Штейнгелей приобрёл «Ласточкино гнездо». Возможно это был Павел Леонардович Штейнгель (1880 – 1965). С 1920 он жил в Париже и был инженером и нефтепромышленником.

До 1912 года ходили слухи что “Ласточкино гнездо” новый хозяин хочет снести, морские ветра и климат не щадили материал тогдашнего века и барон Штейнгель вспомнив свою юность и красоту немецких средневековых замков на берегах Рейна приглашает из Москвы архитектора-модерниста Леонида Шервуда и заказывает ему проект нового дома в том виде в котором мы его видим сейчас.

Поделиться