Село Терновка под Севастополем. Основан в середине 8 века
Шулдан — в точном переводе означает «отдающий эхо». Прекраснейший скит в пещерах, который состоит из двух больших храмов и других хозяйственных помещений, выдолбленных прямо в скале.
Покровский мужской монастырь Шулдан находится он недалеко от Севастополя, в 1,5 км от восточной окраины села Терновка, в скальных обрывах горы Шулдан-Кая, нависающей над Шульской долиной на горе “Шулдан-бурун”. «Шулдан» с крымско-татарского переводится как «отдающий эхо», а «бурун» – древний. Монастырь состоял из 20 пещер, большинство из которых теперь разрушены, и 2 храмов. Главный храм сохранился особенно хорошо, он просторен и высок. Это одна из самых малоизвестных достопримечательностей Крыма.
Историки однозначно ответить не могут когда появилось название монастыря Шулдан, возможно к середине XVI века. Но как предполагают история монастыря началась в середине VIII-го века, с момента появления здесь афонских монахов. В поисках пристанища на полуострове, греческие монахи нашли пещеру и в ней обосновались. В те далекие времена монахи бежали из Греции от иконоборчества, начатое Византийским императором Львом Третьим Исавром. Именно Лев он объявил в 730 году всех священнослужителей, которые поклоняются иконам – язычниками, а иконы – идолами. Это положило началу мощных и беспощадных уничтожений древних икон, множества базилик, фресок. А к 750 году, борьба зашла в стадию апогея. Монахи бежали в Крым и ближайшие Грузию и Армению, прячась от горя на высотах гор и вывозя иконы.
Благодаря благодатному климату монахи стали сажать виноградники и стали производить чудесные вина и быстро обосновались на бескрайних просторах Крыма. Бывшие обитатели Афона, уже имевшие опыт пещерного строительства. В результате на вершине Шулдана появился довольно большой монастырский комплекс, прозванный татарами, жившими с иноками в мире, Челтер-Мармара. Также было хорошо развито сельское хозяйство и скотоводство, налажено производство сыров, амбары под пшено.
До XV века Шулданский монастырь был одним из самых крупных в Крыму, но захват Крыма татаро-монголами, уже к XVI веку, приводит монастырь в полный упадок. Храмы и кельи иноков превратили в загоны для скота. Завоеватели чаще всего начинали военные походы с разорения церквей. И это делалось не случайно, а для того, чтобы поработить дух завоеванных народов. Ведь людьми без веры и принципов намного легче управлять. С присоединения Крыма к Российской империи, на Шулдан возвращаются монахи и вплоть до 1921 года, проводят обряды богослужения, пока коммунисты не закрыли монастырь. Новым этапом возрождения монастыря после развала СССР стали 1990-е годы. Именно в это время первые аскеты и иноки, стали понемногу возрождать эти прекрасные места.
Шулдан – пещерный комплекс и раньше, и сейчас его называют монастырем.
Cовременная православная церковь категорически отрицает свою причастность к местному «духовенству». Не принадлежит монастырь сегодня и к какому-либо другому направлению, например, католицизму. Одним словом, статус обители совершенно непонятен. Однако, туристы могут свободно посетить древний храм и помещения старинного монашеского скита.
И сейчас в стенах древнего скита среди разнообразной церковной атрибутики живут те, кто называет себя иноками. Некоторые из них – постоянные обитатели древних пещер.